Третья часть репортажа журналистки о 10 месяцах жизни на плавбазе «Всеволод Сибирцев»


Рабочий «круиз» на плавбазе «Всеволод Сибирцев» длиною в 10 месяцев разделил жизнь журналиста на «до» и «после».


История девушки-журналиста, которая оставила на берегу квартиру, котов, работу и ушла в море на 10 месяцев рыбообработчицей. С какими трудностями на плавучем заводе в открытом море ей пришлось столкнуться? Каково это – обрабатывать рыбу и закатывать консервы по 12 часов в сутки человеку, привыкшему работать на компьютере в офисе? Можно ли в море стать богатым? Об этом читайте в серии репортажей «испытано на себе» журналиста Ксении Третельницкой, которая в прошлом году устроилась матросом-рыбообработчиком на плавучий завод «Всеволод Сибирцев» компании «Доброфлот».


Первые три месяца работы на плавбазе – ты привыкаешь… К качке, к труду, к дисциплине, к приему пищи по расписанию, к соседке. Через 90 дней уже перестаешь реагировать на крики мастеров, учишься обедать с космической скоростью, а весь окружающий мир сводится до двух составляющих – либо рыба есть (это к деньгам), либо рыбы нет (это к отдыху).

Двухместная каюта Фото: Ксения ТРЕТЕЛЬНИЦКАЯ


Будто на Титанике

Наступил мой черед выходить в ночь — пересменки у нас проходили каждый месяц. И между нами — работать ночью гораздо выгоднее в бытовом плане. Ночью почти не хочется есть, есть время передохнуть, смена проходит быстрее и появляется больше свободного времени днем. Всегда можно погреться на солнышке на палубе.

Однажды я увидела стаю китов – огромные млекопитающие неспешно проплыли мимо нашего плавзавода. Потом мне удалось увидеть стаи дельфинов и морских котиков. Морские котики подплывают ближе, плавзавод вызывает у них интерес. Конечно, не всем везет – некоторые бывало просиживали часами на палубе, но видели только крикливых чаек-попрошаек. Они, кстати, были постоянными спутниками «Всеволода Сибирцева» и к концу промыслового рейса наглые птицы отъелись почти до размеров пингвинов.

Почти каждый день помимо обитателей океана приходилось лицезреть, как команды мотоботов привозят с японских и российских траулеров рыбу на плавбазу. Об их работе всегда объявляется по громкой связи. Для службы обработки - это всегда знак, что отдыха не жди.

Команда мотобота Фото: Ксения ТРЕТЕЛЬНИЦКАЯ


Еда как на убой

Питание в «Доброфлоте» такое, что и членам экипажа можно вернуться на берег в виде пингвинов. Но при таком режиме работы это не страшно. Поварам там не забалуешь – потребителей, то есть нас кормящихся, регулярно опрашивают, все ли нравится, вкусно ли. Есть целая система голосования за качество питания. С помощью выданных всем электронных карт мы сразу после посещения столовки голосовали за качество приготовленных блюд. Поэтому у коков контроль был со всех сторон.

Морские котики Фото: Ксения ТРЕТЕЛЬНИЦКАЯ


Меню для экипажа формируется на неделю вперед. Задача шеф-повара сделать его максимально разнообразным, чтобы не приелось. И это дорогого стоит, потому как если рот не радуется, работать в таком режиме становиться еще тяжелее. Так что, по моему мнению, работать на камбузе – это подвиг. Наши повара в круглосуточном режиме кормили по 4 раза в сутки более 500 человек.

Перегрузка рыбы на борт плавбазы Фото: Ксения ТРЕТЕЛЬНИЦКАЯ


Сборное меню плавбазы «Всеволод Сибирцев»

Завтраки: каша овсяная на молоке, каша манная, творог со сметаной, куриный бульон, яйца вкрутую, колбаса докторская, сыр голландский, омлет, сардельки отварные, овощи.

Первые блюда: щи суточные с говядиной, шурпа с бараниной, сборная солянка, куриный суп с вермишелью, уха, грибной суп, рассольник, окрошка.

Вторые блюда: голубцы, плов с бараниной, котлеты мясные, жареная камбала или навага, рагу из свинины, бефстроганов, котлеты домашние, курица запечённая.

Гарниры: гречка, спагетти, картофельное пюре, жареный картофель с грибами, рис, овощи свежие и тушенные.

Столовая Фото: Ксения ТРЕТЕЛЬНИЦКАЯ


Выпечка: шарлотка, творожная запеканка, блины, оладушки, пирожные, пирожки с разными начинками, булочки, ватрушки.

Напитки: кофе, чай, компот, какао, кисель, морс, вода, молоко.

Еще нам дополнительно выдавали фрукты, соки, йогурты, консервированные компоты, паштет, шоколадные конфеты, пряники, сушки и вафли. В общем – никто не голодал. Все это добро мы складировали в каютах, этим можно было всегда полакомиться, если вдруг чего-то захотелось вне стен столовки.

Перегрузка сырца Фото: Ксения ТРЕТЕЛЬНИЦКАЯ


Единственное, что сильно напрягало в начале – необходимость съедать обед за 15 минут из отведенного на него получаса. Этому пришлось научиться очень быстро, потому что надо успеть за это время переобуться в сапоги, надеть фартук и быть готовой снова идти в завод. Это так называемый «режим чайки», от которого даже на берегу не просто избавиться.

- После первого рейса, когда домой приехала, родители закатили праздничный ужин. Накрыли стол, нарезали кучу салатов, наготовили горячего. Пока они тосты поднимали, я за 15 минут всего навернула. Потом сидела весь вечер, смотрела на них, - рассказывает коллега.

Солнечная погода в октябре Фото: Ксения ТРЕТЕЛЬНИЦКАЯ


«Столовский» дресс-код и сухой закон

Кстати, в столовую нельзя входить в рабочей одежде, сапогах, в шортах, майках, шлепанцах и тапочках. Дресс-код как в ресторане. И правильно – все-таки не на кухню дома зашел. Женщинам нельзя с распущенными волосами и с помадой на губах. Все ради гигиены - волосы могут попасть в еду, а жирная помада плохо отмывается от кружек. Те, кто все же намарафетился против правил, сами оттирают помаду перед сдачей в мойку.

Алкоголь на «Сибирцеве» строго запрещен. Тех, кто пытается его изготовить и напиться – ждет большой штраф и списание на берег. Но русские на сдаются - самогон умудряются делать из компота и даже из конфет. Именно поэтому в судовом магазине запрещен к продаже сахар. Но особо смекалистые ждут ближайший перегруз, чтобы прикупить спирта с накруткой по цене в пять раз. Но все же большая часть экипажа адекватная - люди понимают, что рисковать нет смысла, ведь такие «залеты» очень плохо сказываются на морской карьере. За такие фокусы могут внести в «черный список», и устроиться потом в другую компанию будет почти невозможно.

Чайки вокруг плавбазы Фото: Ксения ТРЕТЕЛЬНИЦКАЯ


- То ли дело раньше… Стоишь на укладке, едет по ленте баночка самогона. Отхлебнул и работаешь дальше весь день. Золотые были времена! А сейчас по ленте только рыба и консервы ездят, - вспоминают прошлое старожилы.

За тем, чтобы на судне не было алкоголя и никто не смог напиться, стараются строго следить. Безопасность труда на первом месте. Поэтому периодически служба охраны устраивает проверки по каютам. Приятного мало, но это - вынужденная мера, которая позволяет поддерживать порядок.

Продолжение следует….


ЧИТАЙТЕ ВТОРУЮ ЧАСТЬ: Вторая часть репортажа о жизни на плавбазе «Всеволод Сибирцев»: 10 месяцев в море

ИСТОЧНИК KP.RU

Автор репортажа: Ксения Третельницкая

Поделиться